Интервью с экспертами конференции «Авиацифра 2025»

Эксклюзивное интервью с директором по информационным технологиям ПАО "Яковлев"

2025-03-14 15:35
Прямо сейчас у нас в гостях Краснов Александр Алексеевич, директор по информационным технологиям ПАО "Яковлев", с эксклюзивным интервью. Делимся ключевыми моментами.
1. Вы являетесь модератором секции управления авиационными программами. Какие задачи решаются в части управления авиационными программами в ПАО «Яковлев»?
Управление авиационными программами – ключевая задача любого крупного производителя авиационной техники. Это связано с высокой сложностью, масштабностью и длительностью авиационных проектов, которые требуют координации множества процессов, ресурсов и участников. Последние годы мы активно занимались внедрением современных практик и методик, выстраивающих сквозное управление авиационными проектами как у нас, так и в нашей инженерной и производственной кооперации.

Данные мероприятия входят в одну из наших приоритетных программ цифрового развития, которую мы реализуем с нашими заказчиками во главе с проектным офисом. Основные авиационные программы ПАО «Яковлев» – ближнемагистральный самолет SJ-100 и среднемагистральный самолет МС-21. В рамках этих программ реализуется более 100 проектов, в том числе свыше 30 авиационных и 70 неавиационных.

В кооперацию по ним включено более 140 контрагентов. Практика управления в настоящий момент охватывает формирование команд управления проектами, единые сквозные план-графики, бюджеты программ, реестры рисков, обеспечиваемых информационной системой управления проектами (ИСУП), с которой работают наши сотрудники и кооперация – всего более 1300 пользователей. Подробнее руководитель проектного офиса ПАО «Яковлев» Александр Алексеев и директор департамента обеспечения качества поставок ПАО «Яковлев» Александр Шагаев рассказывают на секции.
2. Вы как-то планируете последующее цифровое развитие этой области?
Да, конечно. Последующее развитие мы разделяем на три области. Развитие существующей системы ИСУП, развитие в части управления инженерной кооперации и развитие в части производственной кооперации. Во-первых, мы планируем упростить нашей кооперации информационное взаимодействие, предложив возможность подключать локальные ИСУП кооперантов и настроив между нашими ИСУП информационный обмен.

Мы ожидаем, что это, с одной стороны, снизит для нас стоимость владения ИТ-сервиса ИСУП, с другой стороны - обеспечит повышение достоверности информации, получаемой от кооперации. Этому также будет посвящен один из докладов на секции. Во-вторых, мы рассматриваем внедрение системы управления ресурсами инженерных центров. Она обеспечит связь реализуемых задач с требованиями и конфигурациями в цифровой среде изделия в соответствии с подходами системной инженерии и с увязкой с соответствующими системами нашей инженерной кооперации. Этому также посвящен один из докладов секции.

Ну и, наконец, в-третьих, мы рассматриваем внедрение системы управления межзаводской кооперации, которая свяжет производственные системы предприятий внутренней и внешней кооперации между собой. Это обеспечит получение своевременной и достоверной информации о ходе выполнения того или иного производственного заказа и станет основой для построения системы балансировки производственных мощностей. Об этом запланирован доклад на секции «Управление предприятием» под модерированием Вячеслава Христолюбова, Директора по цифровой трансформации Объединенной двигателестроительной корпорации, которая реализует проект по разработке и внедрению данной системы.

Все это в совокупности существенным образом отразиться и на сроках реализации проектов и на скорости принятия решений при управлении авиационными программами.
3. Вы также являетесь модератором секции послепродажного обслуживания. Расскажите, пожалуйста, какие информационные системы применяются в этой области в ПАО «Яковлев»?
Мы работаем над созданием цифровой платформы RADIUS, которая объединяет множество сервисов в области послепродажного обслуживания гражданской авиационной техники (ГАТ). На данный момент введены в эксплуатацию 12 из 14 запланированных подсистем, с которыми работают более 2000 пользователей в режиме 24/7. Данная цифровая платформа будет применяться всеми производителями ГАТ РФ и обеспечивать информационное взаимодействие со всеми эксплуатирующими структурами авиакомпаний и применяемых у них локальных цифровых решений.

Создание единой цифровой платформы ППО ГАТ, в которой взаимодействуют все производители и все эксплуатирующие организации существенным образом сократит совокупные расходы отрасли. В противном случае пришлось бы создавать аналогичные системы для каждого производителя ГАТ и обеспечивать их перекрестную интеграцию с системами в эксплуатирующих организациях. Развернутая цифровая платформа является одним из элементов формируемой композитной, то есть модульной ИТ-архитектуры, в которой приоритетом является унификация информационных потоков между цифровыми средами, функционирующими на разных ИТ-платформах. Важно отметить, что сама цифровая платформа может быть применена не только в области ППО ГАТ, но и для специальной, беспилотной и малой авиации с соответствующими изменениями и настройками, специфичными для обслуживания данного вида техники.

Также мы рассчитываем, что цифровая платформа обладает экспортным потенциалом и будет одним из цифровых продуктов при продаже ГАТ РФ на экспорт. На секции ряд докладов посвящены этой платформе и перспективам ее развития, также предусмотрена демонстрация ее работы. Отмечу, что мы изучаем перспективы создания цифровых продуктов и сервисов поддержки летной эксплуатации ГАТ, которые будут востребованы авиакомпаниями. Речь идет об аналогах сервисов, которые предоставляются мировыми лидерами в этом сегменте, например, Jeppeson. Возможно, позже сможем раскрыть детали этих проектов.

В заключение хотел бы сказать, что, если вы связаны с авиационной отраслью, обязательно приезжайте и примите участие в АвиаЦифре. На этом мероприятии будет выстраиваться диалог между заказчиками и специалистами в области цифровых технологий, формироваться сообщество экспертов, создающих отраслевые цифровые решения, востребованные в последующие десятилетия!